![](https://xn--p1aba.xn--p1ai/wp-content/uploads/2024/07/ef5300be-a833-4a5c-a685-21f57bcdf9ee.jpg)
В Хабаровске компания «Современные системы реновации» продолжает строительство тепломагистрали № 35 (ТМ-35). Линейный объект обеспечит теплом новые социальные учреждения и многоэтажные дома в районе «Ореховая сопка» на северо-востоке города. Об уже проделанных работах и текущем этапе реализации проекта — читайте в нашем материале.
ТМ-35 - один из ключевых инфраструктурных проектов Хабаровска
Тепломагистраль пройдет от ТЭЦ-3 на Федоровском шоссе и свяжет несколько микрорайонов «Ореховой сопки». Эта локация — одна из перспективных точек роста в Хабаровске. Там планируется построить 2,5 миллиона квадратных метров жилья, новые школы, детские сады, поликлиники и общественно-деловые центры.
Компания «Современные системы реновации» выступает генеральным подрядчиком строительства. Заказчиком является ООО «Интеллектуальные коммунальные системы — Хабаровск».
Новая линия теплоснабжения снизит нагрузку на ТМ-31, ТМ-32 и ТМ-33. Эти системы работают на пределе пропускной способности — подключить к ним новых потребителей уже невозможно. Превышение нормативных показателей грозит серьезными техническими проблемами вплоть до прорывов, что может оставить без тепла десятки тысяч человек.
Пропускная способность ТМ-35 составит 230−250 Гкал в час. Магистраль обеспечит надежным и бесперебойным теплоснабжением около 30 тысяч семей. Снижение нагрузки на имеющиеся сети и ввод новых мощностей позволит повысить качество подаваемых ресурсов.
![](https://xn--p1aba.xn--p1ai/wp-content/uploads/2024/07/4f034b16-6cae-4bfd-ab27-e40a0dc28dd8.jpg)
![](https://xn--p1aba.xn--p1ai/wp-content/uploads/2024/07/6d39e23e-34a1-4bfc-a1c0-46d1899e07b3.jpg)
Ход строительных работ
Для возведения тепломагистрали используются износостойкие трубы диаметром 1000 мм (Ду1000) и 800 мм (Ду800) в полиэтиленовой изоляции, оснащенные датчиками порывов. Производство основной трубной продукции развернуто в регионе, на заводе «Полипластик ДВ». Завод входит в «Группу ПОЛИПЛАСТИК», которая является крупнейшим отечественным производителем полимерных трубопроводных систем.
Строительство ведется путем надземного монтажа трубопровода на низких опорах, а также способами канальной и бесканальной прокладки.
Протяженность ТМ-35 составит 12,6 километра, из которых два будут смонтированы на территории ТЭЦ-3. «ССР» ведет монтаж 10,6 километра магистрали. Линия пройдет через поселок Березовка и вдоль Березовского шоссе, пересечет улицу Трехгорная и разойдется отдельными ветками в два микрорайона.
Строительство поделено на три участка:
- От точки подключения к ТЭЦ-3 до улицы Трехгорная. Ведется укладка трубы Ду1000 мм.
- От тепловой камеры № 4 на улице Трехгорная до камеры № 17. Ведется бесканальная укладка трубы Ду800 мм.
- От камеры № 4 до камеры № 9 на улице Совхозная. Укладка теплотрассы ведется канальным способом.
![](https://xn--p1aba.xn--p1ai/wp-content/uploads/2024/07/4a52e781-0a5a-4bb8-ba0d-ffe75d5e4a20.jpg)
![](https://xn--p1aba.xn--p1ai/wp-content/uploads/2024/07/a8b1d7ef-2cd1-4e5a-8ffe-d7d9cc952e69.jpg)
По состоянию на середину июля 2024 года разработано более 126 тысяч м3 грунта — около 97% запланированного объема. Сварено 1307 стыков теплотрассы, выполнено 77% железобетонных конструкций опор. Продолжается устройство бетонной подготовки тепловых камер и железобетонных фундаментных плит.
На участке надземной прокладки выполнен монтаж в проектное положение 4450 погонных метров (п.м.) теплотрассы в однотрубном исчислении в изоляции из пенополиуретана (ППУ). Установлено 336 фасонных частей диаметром 1020 мм. В заранее подготовленные скважины погружена 561 свая.
На трассе бесканальной подземной прокладки разработано более 39 тысяч м3 грунта. Проложено 743,38 п.м. труб. Продолжается устройство песчаного основания под укладку. На участках, где теплотрасса уже смонтирована, в скором времени начнется обратная засыпка песком и грунтом. Для пересечения реки Левая Березовая и линии железнодорожного сообщения на участке длиной 161 метр тепловая сеть проложена в футляре.
На подземной канальной части ТМ-35 завершается разработка грунта, ведется устройство щебеночного основания под лотки, неподвижных подземных опор и непроходных каналов. Осуществлена канальная прокладка труб на протяжении 50 п.м.
На объекте задействовано 262 человека, из них более 20 — инженерно-технический персонал. Привлечено 20 экскаваторов и восемь кранов, три трубоукладчика, а также бульдозеры, самосвалы и другая техника — всего 50 единиц. До конца июля планируется увеличить число сварочных звеньев до 35.
![](https://xn--p1aba.xn--p1ai/wp-content/uploads/2024/07/6fe43949-b509-4539-8820-517d883f67cf.jpg)
![](https://xn--p1aba.xn--p1ai/wp-content/uploads/2024/07/b0b8cf0d-8556-479e-8ccd-87736a83b1b9.jpg)
География, климат и другие факторы, влияющие на строительство ТМ-35
В Хабаровском крае команде «ССР» необходимо учитывать местную природно-климатическую, географическую и экономическую специфику, которая может оказать влияние на ход работ.
По словам руководителя строительного департамента «ССР» в Хабаровском крае Сергея Иванова, в период межсезонья для региона характерна сложная паводковая ситуация. Из-за таяния снежных масс вода может затапливать подготовленные для укладки труб траншеи. Кроме того, необходимо планировать работы с учетом большого количества осадков в летний период и сильных ветров, порывы которых могут достигать 25 метров в секунду.
«В процессе строительства мы тесно взаимодействуем с Министерством жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, которое помогает оперативно решать возникающие вопросы. Мы напрямую обращаемся к главе ведомства и получаем полное содействие, при необходимости подключаются другие региональные структуры», — отметил Сергей Иванов.
Строительство тепломагистрали планируется завершить в 2024 году. На финальном этапе будет выполнено благоустройство территории.
Также читайте о модернизации системы теплоснабжения Долинского и Корсаковского городских округов Сахалинской области.