С 2022 года компания «Современные системы реновации» в качестве генерального подрядчика реализует проект строительства магистрального водовода «Чиркей-Махачкала-Каспийск» в Республике Дагестан. Ранее мы рассказывали о выполнении проектно-изыскательских работ и подготовке участков в местах прохождения будущего водовода. При этом масштаб проекта позволяет регулярно делиться актуальной информацией о ходе строительства. В новой публикации читайте о том, что происходит на объекте, какие работы уже выполнены и что еще предстоит сделать.
По согласованию с Министерством строительства Республики Дагестан реализация проекта разделена на 6 этапов:
1 этап — строительство водозаборного сооружения на Чиркейском водохранилище;
2, 3, 4 и 5 этапы — возведение линейной части водовода с двумя насосными станциями повышенного давления;
6 этап — установка автоматизированной системы управления насосными станциями и давлением на всем протяжении водовода.
Линейная часть водовода «Чиркей-Махачкала-Каспийск» проходит заключение Главгосэкспертизы
По состоянию на середину мая положительные заключения Главгосэкспертизы (ГГЭ) получены по 3, 4 и 5 этапам линейной части — это 28 из 78 километров водовода. В июне планируется зайти в экспертизу по 2 этапу, протяженность которого составляет 50 км.
Специалисты «ССР» уже уложили 12 километров труб на этапах, по которым получены положительные заключения ГГЭ.
Получить заключение ГГЭ на проектную документацию по 1 этапу планируется в июле 2024 года. Будет построен водозаборный узел с глубоководной шахтой, которая уйдет стволом в землю на 70 метров и протянется на расстояние 250 м в акваторию водохранилища.
На 6 этапе будет установлена автоматизированная система управления водоводом. В августе 2024 года документация по 6 этапу поступит в ГГЭ, а в сентябре планируется получить заключение. Положительное решение позволит начать прокладку оптоволоконного кабеля, который соединит камеры спуска воздуха и воды, регулирующие давление по всей трассе, а также свяжет эти камеры в единую систему с насосными станциями и центральным диспетчерским пунктом.
На объекте также запланировано три насосных станции (НС). В мае заказчику, ГАУ Республики Дагестан «Дирекция по реализации инфраструктурных программ», была передана документация по станции глубоководного забора (НС-1). В ближайшие два месяца планируется получить градостроительный план земельного участка и технические условия на подключение электроэнергии.
По НС-3 и НС-4 готовится проектная документация. Зайти в экспертизу предполагается в августе. Также ожидаются технические условия на подключение электроэнергии на НС-4. Активные работы на данных площадных объектах начнутся после получения положительного заключения ГГЭ.
Большие перепады высот требуют возведения сложных инженерных сооружений
Перед началом строительства водовода по всем 4 этапам были проведены геологические, геодезические, экологические и метрологические изыскания. В частности, получено сейсмическое микрорайонирование территории с пониманием возможной силы подземных толчков по шкале Рихтера.
Команда «ССР» ведет строительство линейной части водовода в сложнейших условиях перепада высот, который может достигать 300 метров. Для прокачки воды через перевалы требуются сложные инженерные сооружения. В их числе камеры спуска воздуха и воды, обеспечивающие необходимое давление.
В рамках 5 этапа построено 8 камер из 16. В трех уже смонтированы комплексы запорной арматуры, включающие поворотные затворы, краны, задвижки, запорные клапаны и вентили. Система предназначена для управления потоками воздуха и воды в трубопроводах и изменения их объема, давления и температуры. В скором времени начнется возведение камер на третьем и четвертом этапах.
Для строительства водовода завезено уже 58 километров труб, а также два километра футляров, которые используются при прокладке под железными и автомобильными дорогами. Они защищают трубы от большого давления грунта и вибраций.
«При прокладке водовода применяются многослойные полиэтиленовые трубы серии ПРО и ЭКО номинальными диаметрами 630 мм, 900 мм, 1000 мм и 1200 мм. Они долговечны при эксплуатации, обладают простотой монтажа и исключают необходимость устройства подстилающих, нижнего и верхнего слоев из песка. Это позволяет оптимизировать затраты на проведение земляных работ», — говорит Николай Лаптев, руководитель строительной дирекции компании «ССР» в Республике Дагестан.
Проходка под автомобильными и железнодорожными объектами ведется с помощью проколов. Они выполняются методом горизонтально-направленного (ГНБ) или горизонтального шнекового бурения (ГШБ). Это позволяет избежать повреждения объектов транспортной инфраструктуры и сохранить целостность ландшафта, уменьшить финансовые расходы и сократить время выполнения монтажных работ. В настоящее время общая протяженность проколов на трассе будущего водовода составляет около 9 километров.
Наиболее активные работы идут на линейной части водопровода на этапах 2, 3, 4 и 5. Задействовано 140 специалистов, привлечены бульдозеры, экскаваторы и другая техника — всего около 120 единиц.
Особенности строительства водовода с учетом природных и культурно-исторических факторов
Трасса будущего водовода проходит по горным и лесным массивам с большим разнообразием флоры и фауны. В рамках специального проекта по охране окружающей среды, разработанного совместно компанией «ССР», Минприроды РФ и Минприроды Дагестана, на безопасные участки были пересажены все краснокнижные растения, которые встречались по пути следования водовода.
Перед строителями стоит задача не только сохранить природу, но и позаботиться о собственной безопасности. На протяжении трассы будущего водовода обитает краснокнижная гюрза — самая опасная змея России. С началом весны она вступает в активный период, который длится до октября. Для минимизации последствий возможных укусов на участках строительства организованы пункты с запасами антидота.
Кроме того, большое внимание уделяется сохранению достопримечательных мест. Специалисты «ССР» корректируют участки прохождения трассы, чтобы не тревожить старинные захоронения, некоторые из которых датируются XIX веком и более ранними временами. Минстрой Республики Дагестан совместно с заказчиком ГАУ Республики Дагестан «Дирекция по реализации инфраструктурных программ» оказывают максимальное содействие на всех этапах строительства. Полностью ввести в эксплуатацию водовод «Чиркей-Махачкала-Каспийск» планируется к концу 2025 года.