Новую тепломагистраль протяженностью 10 653 м компания «ССР» прокладывает в качестве генерального подрядчика. Заказчик — «ИКС-Хабаровск» — исполняет концессионное соглашение, работы контролируют ФБУ «РосСтройКонтроль» и власти региона. Значение тепломагистрали для развития столицы края трудно переоценить. Ее проводят к трем строящимся микрорайонам нового комфортного жилья в районе Ореховой сопки. В дальнейшем здесь, помимо возведения жилых многоквартирных домов, планируется строительство объектов социальной инфраструктуры: больниц, школ и детских садов.

Сейчас основным источником теплоснабжения северной части Хабаровска, где расположены микрорайоны, и центральной части Хабаровска являются тепломагистрали ТМ-32 и ТМ-33, протянувшиеся от ТЭЦ-3. Системы уже загружены на 100%, что делает невозможным подключение к ним новых пользователей. Перегрузка действующих сетей грозит привести к серьезным техническим проблемам.

Пропускная способность новой теплоцентрали, которая также пойдет от ТЭЦ-3, составит 230−250 Гкал/час. Это позволит обеспечить теплом до 2,5 млн кв. метров нового жилья. Работы начались в декабре 2022 года, их окончание планируется в 2024 году.

Сооружение теплотрассы проходит тремя различными способами:

1. Надземная прокладка на низких опорах. На участке 5375 м предусмотрено лидерное бурение: предварительная сверловка скважин для последующей забивки в нее железобетонных свай. Технология выбрана в связи со сложностью разрабатываемого грунта, который содержит каменные породы и промерзает зимой. По состоянию на декабрь 2023:

  • Расчищена территория, проведена подготовка под ростверки
  • Пробурено более 100 скважин
  • Погружено 80 свай

    До конца нынешнего года запланировано выполнение всех свайных работ с погружением более 500 железобетонных свай.

2. Подземная канальная прокладка открытым способом. На участке 1706 м сейчас:

  • Частично разработаны траншеи
  • Выполняется монтаж железобетонных каналов теплотрассы
  • Ведутся сварочно-монтажные работы

3. Подземная бесканальная прокладка. На участке 1250 м предусмотрена прокладка стальных трубопроводов (ППУ) диаметром 800 мм с изоляцией стыков термоусадочными манжетами. Магистраль сможет выдерживать номинальное давление 1,6 Мпа и температуру 150 °C. К этому времени:

  • Частично разработана траншея
  • Проведены сварка и монтаж фасонных частей, изолированы сварные стыки

На объекте работают 30 человек и выведены 10 единиц техники: 4 экскаватора, копровая установка, ямобур, 2 автомобиля с полуприцепами, кран, автомобиль с крановой установкой. Завезены трубы ст 102 012/1200−2-ППУ-ОЦ в оцинкованной изоляции, трубы ст 82 010/1000−2-ППУ-ПЭ в полиэтиленовой изоляции, а также более 150 железобетонных лотков, свыше 100 железобетонных свай и сопутствующие элементы. Вся трубная продукция обладает уникальными свойствами: теплопотери при ее применении практически исключены.

По словам Сергея Иванова, руководителя строительства по Хабаровскому краю, основными вызовами при строительстве объекта в 2023 году стали погодные условия, осадки и грунтовые воды. Чтобы минимизировать угрозу срыва сроков реализации проекта, задействовали дополнительные ресурсы для перепроектирования, а также борьбы с непогодой.

«Природных вызовов мы не боимся: зимой выпадает много снега, весной начинается паводок. Тем не менее работы не останавливаются», — подытожил Сергей Александрович.